«ФИАТ» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая
итальянская аrтомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные
аrтомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную
технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску
аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.
Компания
была основана в 1899 группой инвесторов, среди которых был Джованни
Аньелли (Giovanni Agnelli), и начала сборку аrтомобилей по лицензии
«Рено» с двигателями «Де Дион». В организацию производства Аньелли с
самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности
сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были
отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению
производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, и
автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.
Аrтомобили
Фиат, предназначенные для элитных покупателей, достигли постоянной
популярности не только на итальянском, но и на мировом рынке. В то же
самое время бренд "Фиат" завоевал признание и в аrтомобильных гонках,
финишировав во главе с такими марками как "Lancia", "Storero", "Miller"
и "Nazzaro".
Впервые в Европе аrтомобильная компания ФИАТ
громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с
10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911
году.
Вскоре Джованни Аньелли сделал вывод о том, что
необходимо двигаться вперед от кустарного производства к промышленному
и в 1912 г. развернул серийное производство аrтомобилей под маркой
F.I.A.T. Он же одним из первых понял, что каждому автопроизводителю
необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.
Первопроходцем
этой идеологии стала модель Tipo Zero 1912 г. Дизайн аrтомобиля
оригинальностью не отличался и был схож с моделями других фирм. И чтобы
придать «лицу» машины индивидуальность, Аньелли обязал своих мастеров
разработать шесть разных облицовок радиатора. F.I.A.T. и Alfa Romeo
первыми начали заказывать кузова для своей серийной продукции у таких
мастеров, как Локати и Торетта (Locati & Toretta), а затем у Загато
и Туринг (Touring).
С самого начала Фиат наладил производство
и выпуск продукции за рубежом. Примером этому может служить завод
"Poughkeepsie" в Соединенных Штатах Америки, который был открыт в 1909
году.
Данный подход полностью отражал взгляды Джованни
Аньелли, уже планировавшего развитие методов по усилению контроля над
системой производства. Результатом этого стал проект "Lingotto" - в те
дни самый большой аrтомобильный комплекс в Европе, начавший выпуск
продукции в 1922 году.
Этот проект был основан на определенной
стратегии: сделать аrтомобиль, предназначенный не для элиты и доступный
лишь единицам, а аrтомобиль массового производства. Это было выполнено
благодаря совершенно новым принципам индустриальной организации
производства, основанной на сборочной линии конвейрного типа.
Первая
мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского аrтомобильного
производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей
компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор
компании Витторио Валлетта. Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли
пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами
предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были
коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было
фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли
возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI,
предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге
играет и по сей день семья Аньелли.
В 1932 году состоялся дебют "Balilla" производство которых скоро достигло количества 113 000 штук.
В
1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный
аrтомобиль с двигателем рабочим объемом 569 см3, самый миниатюрный
аrтомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были
придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте
Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним
всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами,
сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в
лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась
только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый
аrтомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве 519 000 штук.
Разнообразные модели этой машины были предназначены для того, чтобы
повысить к ним интерес в Италии и тем самым вызвать общий рост числа
аrтомобилей.
Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ
были значительно разрушены, а после освобождения Италии
национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически
руководить компанией.
После войны с конвейра, когда начался
производственный бум, начала сходить масса новых моделей: двухдверный
седан Фиат 500, универсалы Фиат 1100 B и 1500 D, а годом позже и Фиат
500 C, 1100 E и 1500 E.
50-е годы начались с запуска в
производство Фиат 1400, модели с несущим кузовом, который, начиная с
1953 года, был первым итальянским аrтомобилем, предлагавшемся также и в
дизельной версии. В том же году на "Mirafiori" выпустили седан 1100/103
и универсальный 103 TV. Через полдесятилетия маленькие "Seicentos" и
"Cinquecentos" изменят лицо Италии, сделав аrтомобиль доступным
каждому. Выпущенные миллионами, эти аrтомобили представили итальянцев
остальному миру и стали символом экономического чуда, воплощенного в
индустриальном преобразовании страны.
В начале 60-х годов
компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж.
Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к
организации производства. Учитывая дальновидную интуицию
управленческого персонала, компания выпустила малолитражный аrтомобиль
Фиат 850, произведенных в количестве 3 миллионов штук. В 1966, Джованни
Аньелли, внук основателя, стал Председателем компании и инициировал ряд
проектов, позволяющих укрепить позиции компании на мировом рынке.
Именно
в 1966 году Фиат подписал соглашение с Союзом Советских
Социалистических Республик по строительству Волжского аrтомобильного
завода ВАЗ в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном
коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в
20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составляли 2000 машин 124 в
день. ФИАТ прочно вошел в нашу жизнь со строительством Волжского
автозавода, который дал стране много миллионов легковых аrтомобилей,
огромное количество рабочих мест на головном заводе и
заводах-смежниках. Фиатовскую модель ВАЗ выпускает и до сих пор. Ведь
“2105” и “2106” по техническому содержанию почти близнецы 124-го
“фиата” . Так что можно смело говорить об этом концерне как о “шефе”
советской легковой автопромышленности. Невозможно представить себе
сегодняшние автострады и улицы городов без “Жигулей”. Мало того, когда
“русские фиаты” продавались за рубежом (в экспортном исполнении),
благодаря более низкой цене они успешно конкурировали с “итальянцами”.
Да и сейчас средний класс общества нацелен на аrтомобили ВАЗ, причем
многие предпочитают “классику”, то есть ФИАТ-124 в прошлом.
ФИАТ-124 был признан аrтомобилем года аж в 1967 году — 30 лет назад. Удачная модель!
В
1969 в ФИАТ входит компания «Ланча». В то же самое время, параллельно
появлению различных моделей, начиная с "Dino" и заканчивая 128, 130,
127 и 126 сериями, Фиат строил заводы по производству аrтомобилей в
Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяя по всему миру
итальянское аrтомобильноеноу-хау, включая и опыт, полученный после
приобретения таких известных брендов, как "Autobianchi" и "Lancia".
В
течение периода, охватывающего нефтяной кризис 70-х годов, акцент был
сделан на улучшении готовой продукции и производственных процессов, что
помогло добиться более высокого уровня автоматизации и наладить выпуск
с помощью более эффективных методов аrтомобилестроения.
Производство
"Ritmo", начатое в 1978 году благодаря "Robogate", революционной
системе автоматизации, вывело компанию на новый уровень развития.
Поворотным же моментом в истории аrтомобильного концерна "Fiat" стал
1983 год, когда впервые был выпущен знаменитый "Uno", аrтомобиль,
предложивший широкую гамму нововведений: в электронике, в использовании
альтернативных материалов, устройстве двигателя и т.д.
В 1980
году в Женеве был представлен компактный аrтомобиль FIAT Panda. За 20
лет производства компания FIAT предложила 60 вариантов модели Panda.
Общее количество выпущенных машин – 4 млн. штук. Несмотря на свой
весьма непритязательный вид, Panda была разработана в ателье ItalDesign
под руководством маэстро Д. Джуджаро. Сегодня эта модель является одной
из самых дешевых в Западной Европе.
FIAT Uno дебютировал в
марте 1983 года в Женеве. Именно модельный ряд "номер один" - Uno
оставался самым популярным на Апеннинском полуострове в течение более
чем десятилетия. FIAT Uno снят с конвейера в Италии в мае 1995 года и
передан для производства на польский завод FlAT-Polsca (бывший FSM) в
г. Бельско-Бяла, турецкое подразделение TOFAS-FIAT, а также египетский
филиал El Nasr, где эти модели производят и поныне. На итальянском
конвейере FIAT Uno сменил наследник - FIAT Punto.
Большой
переднеприводный Фиат Croma, представленный главным итальянским
автопроизводителем в декабре 1985 года, хэтчбек со ступенчатой задней
дверью, удобным и вместительным багажником, так называемый
"двухсполовинойобъемный", эта модель была спроектирована на единой, как
ее тогда называли, "общеевропейской" платформе "TIPO 4", на которой еще
базировались Lancia Thema, SAAB 9000 и Alfa Romeo 164. Модель Croma
продержалась на конвейере до 1996 года, когда спрос на нее совсем упал,
и FIAT счел ненужным продолжать свое присутствие в этом классе.
В
1986 году Группа Фиат приобретает "Alfa Romeo" и его отделения, таким
образом, усиливая свои позиции на мировом рынке. Политика компании
позволила в скором времени представить на рынке новую модель Alfa 164,
что нашло отклик в сердцах горячих поклонников легендарной марки. Вслед
за Alfa 164 последовала серия моделей, среди которых была и Alfa 156,
выпуск которой наладили в 1997 году и ставшая Аrтомобилем Года.
Пятидверный
хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988-го, четырехдверный обтекаемый
трехобъемный шестиоконный седан Tempra - в феврале 1990 года,
пятидверные универсал Tempra Station Wagon (также он назывался FIAT
Tempra) и фургон РИТ Marengo - в мае 1990-го. Эти модели выполнены на
единой платформе, однако их дизайн несколько отличен. На той же
технологической платформе концерн FIAT выпустил и сходные по размерам,
но более дорогие и престижные модели сегментов С и D - Lancia Delta и
Alfa Romeo 33, и Lancia Dedra с Alfa 155.
Внешностью Tipo
напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер рынка - FIAT
Uno, и все же престижный титул "Аrтомобиля 1989 года" достался именно
ему. Однако широкого признания на рынке Tipo так и не получил. В
октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra заменен в Италии на
семейства моделей Bravo/Brava и Магеа.
Punto/Sporting
переднеприводный аrтомобиль особо малого класса (3- и 5-дверный
хэтчбек). Самый популярный в классе, 17 базовых моделей (в т.ч.
кабриолет). GT - наиболее мощная модификация. Дебют - осень 1993. Новое
поколение этой модели - июль 1999.
Спортивное купе Fiat Coupe
на базе Fiat Bravo одна из самых дешевых моделей подобного типа. Coupe
Turbo - наиболее мощная модификация с высокими динамическими
характеристиками и макс. скоростью 250 км/ч, конкурент компрессорного
Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxter. Впервые модель была представлена в
ноябре 1993. Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана новая
комплектация Coupe 2,0 20V Turbo Plus с 220-сильным мотором и
6-ступенчатой коробкой передач.
FIAT Ulysse, минивэн с
поперечным расположением двигателя и передним приводом. Производится
совместно Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia. Премьера обширного семейства
7-8-местных однообъемных универсалов повышенной вместимости в рамках
совместного проекта U60 компании FIAT и концерна PSA состоялась в
январе 1994 года. Производство всех моделей, основанных на общей
платформе, ведется на новом заводе NordSEVEL на севере Франции. В
начале 1996 года на рынке были представлены грузовое и
грузопассажирское семейство (U64) мини-фургонов FIAT Scudo/Citroen
Jumpy/Peugeot Expert, унифицированных по ходовой части и частично
кузовам с мини-вэнами семейства U60. Платформа U64 заменила
короткобазную модель FIAT Talento.
Впервые Fiat Barchetta был
представлен весной 1995 на автошоу в Женеве и признан самым красивым
кабриолетом салона. Это переднеприводный спортивный кабриолет — спайдер
с открытым или жестким снимаемым верхом; изготавливается на базе Fiat
Punto, совместная разработка компании Fiat и дизайнерского ателье
Pininfarina.
Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана "люксовая" комплектация Barchetta Riviera.
Fiat
Bravo/Brava, аrтомобили класса С с поперечным расположением двигателя и
передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков Golf-класса (сегмент
С, по европейской классификации) концерн FIAT представил в сентябре
1995 года. И очень удачно - двуединый Bravo/Brava завоевал почетный
титул "Аrтомобиль 1996 года".
Fiat Marea модель европейского
класса D, созданнаяна платформе Brava, однако длиннее и просторнее
последней. "Люксовый" вариант HLX имеет водительское сиденье с
электроприводом регулировок, две боковые подушки безопасности и
стерео-аппаратуру класса "hi-fi" с шестью динамиками. Впервые модель
быда представлена в июле 1996. В 1998 специально для России была
разработана «арктическая» версия Fiat Marea.
FIAT Palio(Siena
— аргентинская модификация Fiat Palio) компактный аrтомобиль малого
класса. Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально
аrтомобиль производили в Бразилии, с 1997 — в Аргентине и Польше. В
1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat
Palio стали поставлять на европейский рынок. В 2000 г. к универсалу
Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio.
В
марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento, аrтомобиль
особо малого класса. Как и Panda, эта машина относится к европейскому
размерному классу А. Производится в Польше, реализуется на европейском
рынке. Производятся базовые версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite,
Sporting, а также электромобиль Seicento Elettra.
Впервые
модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего
класса - первый в своем классе аrтомобиль подобного типа. Возрожденное
название многоместного компактного аrтомобиля 50-х годов. Летом 2000 г.
появилась новая серия Special с более высоким уровнем оснащения.
В
октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на
автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и
в грузовом исполнении (Doblo Cargo).
В Италии Stilo продается
с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену
модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь,
пятидверный аrтомобиль (он сменяет Fiat Brava) - это "семейный"
вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести - семи лет. Общий
планируемый объем производства - 2,5 миллиона машин.
Концерн
постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под “крышей”
ФИАТа собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO. Принадлежат ему и
несколько тракторных заводов.